04.04.2017 eesa

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ: ОНТОЛОГИЯ СУЩНОСТИ

Authors / Autors / Автора:

О. Г. Бортникова,
канд. филос. наук, доц., докторант,
Киевский национальный університет
им. Тараса Шевченко Киев, Украина

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Проблема взаимодействия религии и политики связана с укорененностью человека в самоценных, благодатных и первозданных сферах бытия. Своеобразие ситуации с исследованием взаимодействия религии и политики заключается в том, что пристальное внимание и неугасающий интерес философии к феномену функционирования религии в социуме в течение тысячелетий (со времен античной философской архаики до новейших философских теоретических конструктов XXI в.) эта проблема так и остается проблемой. Закономерно возникает вопрос: в чем суть взаимодействия религии и политики?

Многомерность, многосторонность, сложность религии и политики как концепта религиозной и политической реальности создали условия для использования междисциплинарного подхода и в теоретическом моделировании, и в эмпирических исследованиях. В философии, религиоведении и политической науке формируется интенция как интерпретации религиозной и политической онтологии, так и способов их познания. С одной стороны, складывается определенная концепция взаимодействия религии и политики как специфического социального явления: рассматривается сущность религии и политики, исследуются комплекс их основных признаков. С другой стороны, теории и концепции синхронизируются с целью построения нового теоретического знания.

Анализ последних исследований и публикаций. В этой работе сделано предположение, что принцип всеобщей связи, как принцип онтологического характера, дает возможность вывести содержание ряда категорий как конкретных методологических средств для раскрытия сущности и содержания взаимодействия религии и политики, исходя из уже предпринятых попыток исследования основных форм, содержания, сущности и функций диалектического анализа[1; 3; 5-7; 9-11; 15; 16].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Постановка вопроса о взаимодействии религии и политики может стимулировать наполнение новым содержанием общенаучных понятий, нуждается в новой логике осмысления предельно сложных явлений и процессов, происходящих во время этого взаимодействия. Междисциплинарная методология, ориентированная на осмысление новейших тенденций в процессе взаимодействия религии и политики, способна выступить интегрирующей основой для создания различных теорий, которые должны быть отражены в концептах религиозно-политического пространства и сетевой структуры, процессов и технологий их осуществления как нового типа социальной морфологии.

Формулирование целей статьи. Цель данной статьи – провести анализ составляющих методологического инструментария научного изучения проблемы взаимодействия религии и политики в рамках классического подхода диалектического анализа религиозно-политического пространства государства.

Изложение основного материала. Специализация различных отраслей знания о взаимодействии религии и политики уже привела к созданию многих теорий на основе различных методологий. Подробный анализ достижений философии, теологии, политологии, социологии в этом вопросе еще впереди. Однако, вследствие существования указанной дифференциации нельзя допустить «растворения» объекта исследования, потери общей картины процессов функционирования религии в социально-политических процессах современной Украины, как часто это случается. Именно эти обстоятельства вызвали необходимость продолжить исследование взаимодействия религии и политики по выявлению специфического содержания этого знания, которое зависит от способа онтологизации.

Именно поэтому необходимо различать способы формирования представлений об онтологии. С.А. Дацюк в монографии «Онтологизация» отмечает: «Если содержательно онтология суть фундаментальные представления, то формально онтология (формальная онтологизация) представляет собой способы своего выражения. Содержательная онтология может быть выражена в понятиях-терминах, организованных в таксономии, их описаниях и связях. До сих пор онтология оперировала знаниями, сегодня мы переживаем переход от эпистемологического способа понимания и построения когнитологических онтологий, то есть таких, которые оперируют фундаментальными представлениями» [4]. Онтологии допустимо различать по различным основаниям. В упомянутой работе приведена классификация различий онтологий по разным основаниям, в том числе: содержательные онтологии; предметные онтологии, которые используют для выражения самых предметностей, обладающих концептуальным содержанием (объектная, субъектная, деятельностная, социальная и т.д.); системные онтологии (описывающих систему связей, процессов, функций, морфологии, материала) [4].

По мнению И. М. Яблокова, в религиоведении есть несколько групп понятий и терминов, характеризующих феномен «религия»: 1. Категории различных разделов философии (онтологии, гносеологии, социальной философии, логики, философии науки, этики, эстетики и др.) с конкретизированным содержанием. 2. Класс общенаучных понятий и терминов (культура, система, структура, функция и др.) с религиоведческим содержанием. 3. Ряд понятий, разработанных с использованием знаний и соответствующих имен конкретных наук (психологии, педагогики, лингвистики, биологии, медицины, юриспруденции и др. 4. Религиоведчески осмысленные понятия и термины религий. 5. Класс понятий, отражающих состояние и процессы изменения религии [15, 166-167]. Классификация и систематизация сложных явлений, понятий (таксономия), которые играют важную роль в организации взаимодействия религии и политики требуют дальнейшего выражения этих фундаментальных представлений. Предметная онтология взаимодействия религии и политики, в свою очередь, требует определения концептуального содержания этих предметностей. Итак, системная онтология должна быть описана через морфологию, материал, процессы, функции и связи системы «религиозно-политическое пространство».

Практически реализация этих идей является чрезвычайно сложной задачей и будет реализации на всех этапах исследования. На первом этапе (именно ему посвящена данная статья) логика решения задач такова: рассмотреть систему категорий, которая является основой методологических приемов познания взаимодействия религии и политики; определить тождество и различие категорий «природа религии» и «природа политики»; определить концептуальное содержание категорий «вера» и «доверие», которые, по нашей гипотезе, являются базовыми в определении смысла логико-содержательного объединения религии и политики в большую социальную систему – «религиозно-политическое пространство Украины» (морфологию, материал, процессы, функции и связи этой системы).

Итак, решая задачу раскрытия содержания процесса взаимодействия религии и политики, прежде всего, необходимо уточнить определение категории «взаимодействие» для возможности его использования в нашем исследовании.

Обычно категории понимают как наиболее общие понятия. Известный философ и методолог науки Г. П. Щедровицкий отмечает: «Категорией я называю определённую связку, включающую четыре фокуса. … это понятия с особым логическим содержанием и смыслом, а именно понятия, в которых мы фиксируем связку между языками, понятиями, приложимыми к объекту, соответствующим представлением объекта и операцией, или нашим действием. Вот такая связка и есть категория. Итак, категория – это такое понятие (категориальное понятие), которое фиксирует в нашей мыследеятельности связи и соответствия между операциями, которые мы осуществляем, объектом, к которому эти операции применяются, языком, в котором всё это выражается, и нашими понятиями» [14, 122].

Философские истоки категории «взаимодействие» заложены в трудах известных мыслителей И. Канта и Гегеля. Кант воспринимал взаимодействие как важную категорию, которая дает возможность определить связь между объектами и явлениями. На основании этого он сформулировал «закон взаимодействия субстанций», в котором связал взаимодействие с практикой («опытом»). По логике этого закона, все субстанции в пространстве находятся в состоянии постоянного взаимодействия, обеспечивая необходимый взаимное влияние друг на друга [5].

Влияние явления друг на друга не может быть одинаковым, так как в мире нет двух абсолютно одинаковых явлений. Именно поэтому любое взаимодействие религии и политики проявляет специфику влияния каждого из них на другие процессы и специфически проявляет свои качества. Содержание любого процесса взаимодействия религии и политики, правомерно выразить самостоятельной философской категорией – «отношения». «Отношения» – это философская категория, которая указывает на особенности влияния того или иного явления на другие. Таким образом, эта категория отражает специфическую активность религии по отношению ко всем остальным явлений функционирования религии в социально-политических процессах современной Украины. Она дает ответ на вопрос: «Как качественно определенный феномен религия соотносится со всеми остальными социальными феноменами»? Явления религиозной действительности находятся во многих отношениях. Отношения опосредуют процесс существования религии в окружении других явлений действительности.

Проблемы «взаимодействия» касался в своей теории «о диалектике вещей и их свойствах» и Г. Гегель. Он утверждал, что все вещи имеют определенные свойства, благодаря которым они, с одной стороны, отличаются между собой, а с другой – взаимодействуют. А поскольку определенность вещей содержится в их свойствах, вне взаимодействия они существовать не могут [2]. Среди отношений выделяют отношения между элементами и отношения между частями явления. Одно дело – отношения между элементами, которые включены в состав явления, и другое дело – отношения между частями, без которых явления не могут существовать. Это обстоятельство дает право выделить в особую группу отношения между частями явления. Основанием для этого выделения можно считать их особую роль в существовании каждого феномена. К такому выводу приводит анализ реальных явлений действительности, в том числе религии или политики. Этот анализ показывает, что любое явление действительности не может существовать без частей, а последние не могут существовать без отношений между ними, поэтому существуют отношения, без которых явления не существуют. Эти связи между частями как религии, так и политики, а также связи между религией и политикой как частями социальной действительности.

Поскольку связь – всеобщее свойство бытия, то его содержание правомерно выразить самостоятельной категорией, то есть категорией «связь». В этом плане следует подчеркнуть, что отношения явлений отличаются от их связей, допускать их отождествления нельзя. Важно понимать, что благодаря связям между явлениями возможно их развитие, переход одного явления в другие явления. Связи между религией и политикой и есть переход одних явлений в другие. Итак, связь – категория, отражающая отношения между частями явлений; это отношения, без которых явления не могут существовать. Словом, связь – это важнейшая, наиболее устойчивая группа отношений, взаимодействий между религией и политикой. Связь – это категория, выражающая невозможность существования одного явления (части) без другого (другой его части) т.е. религии без политики и наоборот; связь – это такие отношения между явлениями, при которых изменения в религии неизбежно вызывают изменения в политике, или наоборот.

Среди связей – особое место занимает такая связь, как закон. Закон возникает как связь связей. Отметим, существование объективного взаимодействия религии и политики между собой и связи как явления действительности религии и политики. Именно поэтому мы можем утверждать о существовании закономерностей и законов функционирования религии в политико-социальных процессах и важности их познания. Каждый закон – это связь, поэтому через всеобщность связей не могут не взаимодействовать и сами законы друг с другом, которым подчинены явления. Это общее свойство бытия отражается категорией «тенденция». Последняя отражает процесс и результат взаимодействия законов, влияющих на функционированием религии в политико-социальных процессах общества.

В процессе отношений и связей религии и политики происходит сравнение их признаков. Формируются у каждого из них всеобщие свойства, яки отличают по своим признакам от всех общественных явлений, или объединяют с другими явлениями по тождественным признакам. Справедливо заключение о происхождении различий на базе необходимых связей, существующих между явлениями. Иначе говоря, различия «вырастают» по связям религии и политики. Итак, общее свойство каждого явления отличаться от всех других своим внутренним и внешним признакам определяется категорией «различие». Отличие заключается главным образом в том, что фиксирует уникальные свойства, черты, признаки, присущие конкретному явлению религии и политики. Категория «различие» конкретизирует содержание религии и политики как единичных явлений, отражает проявление уникальных характеристик каждого из них в конкретных их связях и в связях с другими явлениями. Основание конкретизации – объективный процесс сравнения уникальных характеристик религии и политики в процессе их взаимодействия.

Процесс отношений и связей явлений вместе с выявлением различий между ними приводят к пониманию их общих свойств, черт, признаков, глубокому представлению их единства и всеобщности, выражающий категория «тождество». Тождество – это категория, отражающая совпадение, единство качеств религии и политики, то есть предельную степень их общности. Категории «различие» и «тождество» одного порядка, их определяют через сравнительный анализ содержания религии и политики, взаимодействующих между собой. Такой подход вполне оправдан, поскольку религия и политика в определенных смыслах действительно выступают однопорядковыми явлениями. Итак, религия и политика находятся относительно друг друга в отношениях различия, и в отношениях тождества.

Раскрытие сущности и содержания категории «взаимодействие» требует рассмотрения ее выражения через способ связи со средой. Принцип функционирования выражает поведение религии в среде, ее связь с социальной средой. Существование религии и политики в пространстве и во времени, в социальной среде проявляют свои качества, содержание и сущность, то есть свои внутренние общие характеристики. Проявление качеств религии и политики в среде – это свойство; проявление содержания религии и политики в среде – это форма; проявление сущности, предмета, процесса в среде – это явление религии и политики.

Устойчивое, необходимое проявление в среде качеств, содержания, и сущности религии и политики – отличается от случайных, фрагментарных их действий на социальную среду. Итак, это функция. «Функция» – это категория, отражающая проявление в среде качеств, содержания, сущности религии и политики определенным устойчивым способом по достижению поставленных целей (цели) и достижения определенного результата. В этой связи, в исследовании взаимодействия религии и политики важно: изучить условия функционирования религии и политики в социуме; дать оценку конечного результата (эффекта) функционирования большой социальной системы религиозно-политического пространства страны; установить такт и выявить алгоритм функционирования религии в социально-политическом процессах современной Украины; определить критерии функционирования и оптимизировать функционирования системы взаимодействия религии и политики.

Возникающие и существующие в одном пространстве и времени разнокачественные функции (функции-свойства, функции-формы, функции-явления) не могут не взаимодействовать друг с другом. Это взаимодействие вызывает к жизни интегральную качественно-стойкую линию поведения религии и политики в социальной среде. А потому, «характер явления» – это философская категория, отражающая линию «поведения» религии и политики в среде, формируется как результат взаимодействия всех их функций.

Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует о сложности проблемы однозначного определения категории «взаимодействие» и производит впечатление ее принципиальной не решаемости. Однако практика ее активного использования указывает пути решения этой задачи.

Собственно признание факта многокачественности и многомерности любого явления и мира в целом подтверждают сущность категории «взаимодействие». Реально существующие в социуме явления религии и политики не могут не влиять друг на друга. Подойти к выводу о существовании взаимодействий между явлениями можно с позиций бесконечности, неисчерпаемости бытия и связи его элементов. Каждое явление выступает элементом единого, целостного мира. Именно взаимодействие, с необходимостью устанавливаются между элементами тех или иных феноменов, соединяет их в единые явления, обладающие определенными качествами. Иначе говоря, без взаимодействий ни одно явление не могло бы существовать именно как это явление.

Постепенно категория «взаимодействие» превратилась в междисциплинарную, которую изучают ученые с позиций разных наук: философии, религиоведения, социологии, психологии, педагогики и т.д. Так, например, в философской справочной литературе взаимодействие трактуется как: категория, отражающая процессы взаимовлияния разных объектов, их взаимообусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого [13, 81]; всеобщая форма связи тел и явлений, выражается в их изменениях и взаимовлияниях [8, 39]; вид непосредственных или косвенных (внешних или внутренних) отношений, связей, существующих между определенными объектами [12, 76].

Таким образом, в нашем понимании, «взаимодействие» – это категория, отражающая сосуществования в единстве отграниченных друг от друга явлений религии и политики, которые качественно отличаются и одновременно воздействуют друг на друга. Взаимодействия религии и политики имеют общий характер, каждый религиозный и политический субъект общества находится в определенных взаимодействиях со всеми остальными общественными субъектами и организациями.

Выводы из данного исследования. Для целей дальнейшего исследования взаимодействия религии и политики в религиозно-политическом пространстве государства важное эвристическое значение имеют следующие положения.

  1. Принцип всеобщей связи дает возможность выявления общих свойств бытия, в том числе и религии и политики, возникающих в результате отношений, связей и взаимодействий как явлений действительности.
  2. Категория «взаимодействие» является методологическим средством познания явлений действительности и выступает одним из условий и основой формирования и развития теории функционирования религии в социально-политических процессах современной Украины. С одной стороны, содержание категории ориентирует на определение явлений религиозной и политической жизни, на которые воздействует, влияет или может влиять явление, которое анализируется, изучается. С другой стороны, предписывается в любых ситуациях определять, выявлять круг явлений, которые влияют на развитие, функционирование анализируемого явления. Важно не только зафиксировать факт взаимодействия религии и политики, а определить содержание взаимодействия как на явление, которое изучают, и на все остальные.
  3. Религия и политика взаимодействуют между собой свойствами, формами, явлениями, функциями, наконец, характером функционирования систем. В результате взаимодействия религии и политики в них происходят изменения, создаются условия для возникновения «новых» процессов свойств, качеств. Это взаимодействие религии и политики опять же является общей существенной характеристикой религиозно-политического пространства государства.
  4. Содержание категории «отношение» является основой для выявления степени активности, степени интенсивности воздействия религии на политику и наоборот, на каждое другое явление, которые их окружают. Собственно категория «отношения» в значительной степени влияет на механизм прогнозирования возможных последствий и результатов функционирования религии в социально-политических процессах современной Украины.
  5. Методологическую значимость категории «связь» составляет возможность из всей массы явлений религиозно-политической жизни, обращать внимание на религиозные и политические субъекты, которые взаимодействуют, которые анализируются. Во взаимодействии религии и политики, особое внимание необходимо обращать на связи, без которых они не могут существовать. Практическое значение для принятия оптимальных, адекватных решений если происходит анализ связей между религией и политикой, в которых они находятся в конкретных обстоятельствах, важно выделить закономерные связи, то есть устойчивые, существенные, повторяющиеся связи, которые влияют на все ситуации их существования. В этом смысле большое методологическое значение имеет категория «тенденция», которая дает возможность видеть «поведение» функционирования и взаимодействия религии и политики.
  6. Взаимодействие и закономерные связи между религией и политикой позволяют отслеживать различия между ними не только на уровне их внешних признаков, то есть их единичности, но и на уровне их качества. Общие свойства религии и политики, которые отличаются их от всех других своим внутренними и внешними признаками, которые проявляются в результате взаимодействия, отношения и связи, отражаются категориями «тождество» и «различие». Категория «различие» является методологической базой по определению несовпадения, неодинаковости как внешних признаков, так и качеств религии и политики. На основе их сравнения возникает возможность увидеть способ их соединения в единое социальное пространство, который является наиболее оптимальным для конкретных условий. Сравнение качеств религии и политики, которые взаимодействуют, приводит к выявлению не только различий, но и к отслеживанию того, что является общим в них – тождеств.

Перспективы. Именно поэтому не нужно смешивать связь между категориями и приемами в их системе и связь между ними в процессе их использования как средства анализа феномена взаимодействия религии и политики. Анализ, который мы планируем продолжить проводить, является чрезвычайно вариабельный по способам, формам методологического инструментария, но инвариантный по своему содержанию. Соответственно, направлением дальнейшего исследования взаимодействия религии и политики будет анализ двух фундаментальных основ религиозно-политических отношений, которые раскрывает категория «характер явления». В нашем понимании подобная ориентированность свойственна таким формам: «природа религии» и «природа политики».

Bibliography / Referencje / Список литературы:

1. Борисов В. Н. Определение знания в системе эпистимических категорий / В. Н. Борисов // Методо-логические проблемы науки и культуры. – Куйбышев : Изд. Куйбышевского ун-та, 1980. – С. 6–48.
2. Гегель Ф. Работы разных лет : в 2 томах / Ф. Гегель; сост., общая ред. и вступит ст.. А. В. Гулыги. – М. : Мысль, 1972. – Т. 1. – 668 с.
3. Губерський Л.В., Андрушенко В.П., Михальче-нко М.Г. Культура, Ідеологія. Особистість: методоло-го-світоглядний аналіз. – Київ : Знання України, 2002. – 580 с.
4. Дацюк С. А. Онтологизации: [Електроний ре-сурс] монографмя / С.А. Дацюк [Електроний ресурс]: монография. – Київ : Интернет-книга, 2009. – Режим доступу: http:// lit.lib.ru/d/ dacjuk_s_a/text_0030.shtml.
5. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Мысль, 1994. – 591 с.
6. Кокорин А.А. Диалектико-материалистический анализ как методологическое средство. – М.: АН СССР, Московское отделение философского обще-ства, 1986. – 366 с.
7. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. – М.: Наука, 1973. – 324 с.
8. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Брауберга, И. К. Пантина. – 4-е изд. – М. : Поли-тиздат, 1982. – 431 с.
9. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.
10. Лук’янець В. С.. Сучасний науковий дискурс: оновлення методологічної культури / В. С. Лук’янець, О. М. Кравченко О.М., Озадовська Л.В.. – Київ : Центр практичної філософії, 2000. – 304 с.
11. Лутай В.С. Теория диалектики и теория науки. – Киев:
12. Соціальна філософія: короткий енциклопе-дичний словник / заг. ред. і укл.: В. П. Андрущенко, М. І. Горлач. . – Київ; Харків : ВМП «Рубікон», 1997. – 400 с
13. Философский словарь / под ред. И. Т. Фроло-ва. – М. : Политиздат, 1981. – 365 с.
14. Щедровицкий Г. П. Путеводитель по методо-логии Организации, Руководства и Управления : хре-стоматия по работам Г. П. Щедровицкого / Г. П. Щед-ровицкий ; [сост. А. П. Зинченко]. – М. : Дело, 2003. – 159 с.
15. Яблоков И. Н К дискуссии о современном со-стоянии и истории отечественного религиоведения / И. Н. Яблоков // Государство. Религия., Церковь. – 2011. – № 2. – С. 165–172.
16. 750 определений религии: история символи-заций и интерпретаций : монография / под ред. д-ра филос. наук проф. Е. И. Аринина. – Владимир : Изд-во Вл. ГУ, 2014. ‒ 460 с.

Tagged: