СТИЛЕВАЯ ПОЛИФОНИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВА АКАДЕМИЧЕСКОМУ КУРСУ КОНТРАПУНКТА И ФУГИ

Список авторов:

Амельченко Л. Н. старший преподаватель Средняя специальная музыкальная школа-интернат им. П. С. Столярского

Анотация:

Аннотация. Цель статьи – обосновании необходимости и определении основных свойств курса сти-
левой полифонии для специализированных музыкальных школ и музыкальных училищ, в котором учиты-
ваются объективные потребности будущей профессиональной музыкальной деятельности учащихся, а
также их типичные психологические особенности. Структура такого курса отражает процесс исторической
преемственности стилей многоголосной музыки. Это позволяет преподать ученикам основные теоретиче-
ские положения полифонии, связать их с представлениями о музыкальной культуре в ее историческом
развитии и организовать практические действия учащихся, направленные на освоение основных принци-
пов и приемов многоголосного письма.
Abstract. The purpose of the article is to substantiate the necessity of the course of stylistic polyphony for
specialized music schools and colleges, which takes into account the objective needs of students’ future profes-
sional musical activity, as well as their typical psychological motivation. The thematic structure of such course
reflects the process of historical continuity of the styles of polyphonic music. This pedagogical approach allows
students to teach the basic theoretical principles of polyphony, to link them with ideas about musical culture in its
historical development and to organize practical actions by students aimed at mastering the basic principles and
techniques of a multi-voiced composition.

Ключевые слова:

Ключевые слова: стилевая полифония, контрапункт, фуга, специальное музыкальное образование. Keywords: style polyphony, counterpoint, fugue, special music education. View Fullscreen

Библиография:

Список литературы
1) Арзаманов, Ф. С. И. Танеев – преподава-
тель курса музыкальных форм. – М.: Музгиз, 1963.
– 118 с.
2) Беліченко Н. М. Неімітаційне письмо у си-
стемі навчального курсу поліфонії: актуальні зав-
дання сучасної теорії та практики // Проблеми
взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики
освіти. – Вип. 48, 2018. – С.: 213-235.
3) Грубер Р. И. история музыкальной куль-
туры. Т. 1., Ч. 1. – М.-Л.: Гос. муз. издат., 1941. –
414 с.
4) Завада В. Т. Стильова поліфонія у тра-
диційному сакральному будівництві україни ХІХ –
першої половини ХХ століття // Сучасні проблеми
архітектури та містобудування. — 2013. — Вип. 34. —
С. 113-124. – Режим доступу:
http://nbuv.gov.ua/UJRN/Spam_2013_34_15.
5) Кушнарев X. С. Полифония «строгого
письма» и методы ее преподавания на исторнко-
теоретическом и композиторской факультетах / До-
клад, прочитанный 19 марта 1938 года. Код до-
ступа: http://konsa.kharkov.ua.
6) Лыжов Г.И. «Мост к современности». О
стилевом курсе гармонии / Журнал Общества тео-
рии музыки. № 1. 2013/1. — С. 56-71.
7) Мюллер, Т. Полифония / Т. Мюллер. – М.:
Музыка, 1988. – 336 с.
8) Науменко Н. Образно-стильова поліфонія
сучасного українського хоку // Наукові записки
Тернопільського нац. Пед. університету імені Во-
лодимира Гнатюка. Серія : Літературознавство.
2012. — № 35. — С. 186-196. — Режим доступу:
http://nbuv.gov.ua/UJRN/NZTNPUl_2012_35_19
9) Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкаль-
ных форм от григорианского хорала до Баха / Пер.
с англ. – Л.: Музыка, 1975. – 177 с.
10) Симакова Н.А. Полифония: курс будущего
/ Журнал Общества теории музыки. № 1. 2013/1. –
С.72-76.
11) Супрун-Яременко Н.О. Поліфонія: посіб-
ник для студ. вищих навч. муз. закладів. – Вінниця:
Нова книга, 2014. – 512 с.
12) Танеев С. Подвижной контрапункт стро-
гого письма. – Лейпциг: Изд-во М. П. Беляева, 1909.
– 350 с.
13) Франтова Т.В. Практическая направлен-
ность курса полифонии как актуальная проблема
музыкальной педагогики XXI века Журнал Обще-
ства теории музыки. № 2. 2013/2. — С. 120-131.
14) Фукс Иога́
нн Йо́
зеф «Gradus ad Parnassum»
(лат. «Ступени к Парнасу», 1725),
15) Хоминський Й. Iсторiя гармонii та контра-
пункту. — Т. 1-2. — Kиiв: Музична Украïна, 1975-
1979. — 573, 412 с.
16) Чекановска А. Музыкальная этнография.
Методология и методика. – М.: Совю композитор,
1983. – 190 с.
17) Fux Johan Jozeph. Gradus ad Parnassum.
Vienna, 1725.
18) Jordania Joseph. Who asked the Firs Ques-
tion? The Origins of Human Choral Singing,Intelli-
gence, Language and Speech. Ivane Javakhishvili
Tbilisi State University: Logos, 2006, — 460 рр.