В современном российской экономике и в целом в мировой экономике наиболее острой и важной проблемой выступает «конкуренция». Категоричность этого понятия предполагает не только многоаспектность рассмотрения последнего (процессы конкуренции, модели конкурентного поведения, конкурентную среду, конкурентные стратегии и т. п.), но и неоднозначность в методологических подходах к ее рассмотрению и неоднозначность в концепциях ее развития. В современном российском и мировом обществе «конкуренция» становится актуальной не только в вопросах экономики, но и в вопросах управления и устройства общества в целом. Это позволяет рассматривать конкуренцию на более высоком уровне, чем национальная или региональная экономика, на уровне глобальных меновых экономических систем.
Необходимо отметить, что современная экономическая мысль, при рассмотрении категории «конкуренции», все чаще обращается к ее сущности, не останавливаясь на описании явлений конкуренций и указаний ее роли в общественных и экономических процессах. Такое положение вещей объясняется усложнением социально-экономических и общественно-политических отношений и, в связи с чем, неэффективностью в современном обществе (мировом пространстве) управленческих решений и мер. Механизмы «воздействия и угроз» (управление), в современном мировом пространстве уступают место среде «развитию и сотрудничеству» (менеджменту). Исследователей интересует возможность осмысления «конкуренции» через понятийный аппарат, а именно осмысление процессов и отношений конкуренций. В связи с чем, исследователи, начиная с Майкла Портера, вводят в понятийный аппарат экономической науки понятия «конкурентного преимущества» и «конкурентоспособности». Эти понятия, позволяют не только объяснить «конкуренцию», но и образуют понятийно-категориальную трилогию: «конкуренция», «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность», лежащую в основе научно-исследовательских процессов теоретизации «конкур
Рис. 1 Система детерминант конкурентных преимуществ по М. Портеру
глобальных меновых экономических систем.
Необходимо отметить, что современная экономическая мысль, при рассмотрении категории «конкуренции», все чаще обращается к ее сущности, не останавливаясь на описании явлений конкуренций и указаний ее роли в общественных и экономических процессах. Такое положение вещей объясняется усложнением социально-экономических и общественно-политических отношений и, в связи с чем, неэффективностью в современном обществе (мировом пространстве) управленческих решений и мер. Механизмы «воздействия и угроз» (управление), в современном мировом пространстве уступают место среде «развитию и сотрудничеству» (менеджменту). Исследователей интересует возможность осмысления «конкуренции» через понятийный аппарат, а именно осмысление процессов и отношений конкуренций. В связи с чем, исследователи, начиная с Майкла Портера, вводят в понятийный аппарат экономической науки понятия «конкурентного преимущества» и «конкурентоспособности». Эти понятия, позволяют не только объяснить «конкуренцию», но и образуют понятийно-категориальную трилогию: «конкуренция», «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность», лежащую в основе научно-исследовательских процессов теоретизации «конкуренции».
Одним из крупнейших исследователей современности в области конкуренции, конкурентоспособности и конкурентного преимущества является Майкл Портер. Результаты его научных исследований изложены в таких трудах как «Конкурентное преимущество», «Конкурентная стратегия», «Конкуренция» и «Международная конкуренция».
М. Портер предлагает к рассмотрению универсальную модель конкурентного поведения субъектов хозяйствования в меновой системе (в конкурентных процессах), в которой указывает основные аспекты (мотивы) конкурентного поведения (параметры детерминант конкурентных преимуществ) (рис. 1).
В тоже время М. Портер, исходя из общих исторически сложившихся представлений о конкуренции, в рамках статичного подхода, рассматривает последнюю как силу меновой экономики, т. е. то, что имеет причинно-следственный характер, точку приложения и направленность действий. Этим, М. Портер определяет возможность развития конкуренции, что подтверждается эволюцией взглядов на конкуренцию.
Для описания конкуренции, М. Портер задает конкурентное пространство, имеющее пять измерений (рис. 2) [27, с.52–53].
Рис. 2. Конкурентное пространство М. Портера
При рассмотрении существенности параметров конкурентного пространства М. Портера, можно определить, что таковыми являются: конкурентное преимущество, конкурентоспособность, продавец, покупатель, локальная (активная или пассивная) конкуренция. Здесь можно отметить, что задание конкурентного пространства аналогично заданию рыночного пространства, параметрами которого выступает спрос, предложение, равновесная цена, производитель и потребитель (рис. 3).
Рис. 3. Параметры рыночного и конкурентного пространства
Такой параметр конкурентного пространства по М. Портеру, как «угроза появления новых конкурентов» интерпретируется нами как параметр «конкурентное преимущество», а параметр «угроза появления товаров заменителей» — параметром «конкурентоспособность». При данной интерпретации параметров конкурентного пространства М. Портера нами достигается логичность построения конкурентного пространства в терминологии теории конкуренции, так как понятия, выступающие параметрами конкурентного пространства, находятся в опосредующей связи. Так «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность» диалектически связанны между собой посредством категории конкуренции, а «покупатель» и «продавец» выступают сторонами конкурентных процессов, овеществляя их.
В своей модели М. Портер выделяет еще одну составляющую конкурентного пространства, которая, по его мнению, также определяет и задает конкуренцию. Напомним, что М. Портер в качестве объекта исследования определяет «мировую конкуренцию», следствием чего и становится выделение в качестве силы конкуренции, т. е. элемента размерности конкурентного пространства «соперничество между имеющими конкурентами». Таким образом, по М. Портеру, получаем, что конкуренция определяет и задает саму себя, что в данной формулировке выступает весьма противоречиво.
Тем не менее, нами отмечается справедливость данного утверждения, в том случае, если мы будем говорить о «локальной конкуренции». М. Портер приводит множество примеров, когда локальные конкурентные процессы страны способствует приобретению конкурентного преимущества в глобальных масштабах и приобретению способности конкурировать на мировых рынках. Эти доказательства еще раз подтверждают тот факт, что «дух» конкуренции преследует человечество и выступает одним из способов выживания в окружающей его среде (пассивная конкуренция), посредством соперничества друг с другом (активная конкуренция).
Введение этой размерной величины не противоречит и в тоже время подтверждает истинность наших высказываний в отношении типологии конкуренции по объекту направленности и ее классификации на активную (направленную на соперника, на аналога, на субъекта хозяйствования) и пассивную (направленную на среду) конкуренцию. Таким образом, активная (локальная) конкуренция и выступает пятым элементом размерности конкурентного пространства по М. Портеру.
Предлагая к описанию процесса конкуренции модель конкурентного пространства, элементами которого выступают «конкурентное преимущество», «конкурентоспособность» и «активная конкуренция» М. Портер тем самым косвенным образом указывает на распространение «пассивной конкуренции» в настоящем мировом меновом пространстве. Более того, М. Портер отмечает, что пассивная конкуренция становится объективной действительностью мировой меновой экономики (мирового рынка), где приоритетными вопросами становятся вопросы выживания в мировом сообществе, овладением лидерства, как способ выживания, в производстве какого-либо товара или услуги, поиска своего места в мировом меновом пространстве и т. п. В этом случае, приоритетными задачами любого государства или корпорации становится не соперничество за ограниченные ресурсы, а приспособление к условиям среды, с целью эффективного использования ограниченных ресурсов.
Синтезируя знания о типах конкуренции, которые расположены в своей эволюционирующей последовательности — «свободная конкуренция», «совершенная конкуренция», «регулируемая конкуренция» и «цивилизованная конкуренция» и знания о модели конкурентного пространства по М. Портеру, где пассивная конкуренция является одной из составляющих этого пространства, можно сделать вывод о том, что «мировая конкуренция» М. Портером рассматривается через призму регулируемой конкуренции.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что «регулируемая конкуренция» может существовать как типовая разновидность конкуренции в рамках пассивной формы конкуренции[1].
Таким образом, М. Портер, вводя в модель конкурентного пространства «поведения соперничества хозяйствующих субъектов» указывает на факт того, что развитие мирового менового пространства осуществляется в рамках активных и пассивных форм конкуренций и определяет возможность развития конкуренции в целом, а значит и прогнозирование рыночной конъюнктуры в глобальных масштабах. Причем, если развитие рыночного механизма, через развитие законов спроса и предложения достаточно глубоко изучено, то развитие конкурентных процессов мало изучено, т. к. считается, что конкуренция, как и природное явление, носит стихийный характер и не подвержено воздействию. М. Портер, опровергая стихийность конкуренции, предлагает методологию ее развития, через изучение «детерминант конкурентных преимуществ» и изучение конкурентного пространства (сил конкуренции).
Изучая результаты исследования М. Портера, необходимо акцентировать внимание на том, что он выстраивает не рыночное пространство, а конкурентное пространство, и более того, в своей книге «Международная конкуренция», мало или вообще не обращается к понятию «рыночная конъюнктура».
Окружающий исследователя мир имеет две природы — материальную и идеалистичную. В связи с чем, его можно познавать с позиций двух начал (двух подходов), это с позиции содержания (или материи) и с позиции ценности. Материальный мир имеет объектом своего интереса форму и содержания вещей, идеалистичный (понятийно-категориальный) мир — смысл, назначение вещи, ее роль в данном материальном мире. Меновое пространство или экономика есть результат идеалистичной природы человека, тем не менее, это пространство имеет свою материальную основу (например, деньги, предприятия, товар, продукт). В связи с чем, определяется необходимость двух начал в познании менового пространства — материального и идеалистического (понятийного). Причем изучение рынка, как организационной формы менового пространства (а вмести с ним изучение фирмы, как противопоставляющей рыночной организационной форме) является воплощением диалектико-материалистическим подходом, а изучение конкуренции, которую можно определить как устои, принцип и ценность организационной формы менового пространства является воплощением диалектико-идеалистического подхода к познанию менового пространства. Таким образом, М. Портер в своих исследованиях менового пространства, а именно конкуренции, которая не находит своего материального воплощения (ее нельзя ощутить органами чувств) и может быть лишь ценностью человека, которая по А. Смиту выражается в принципе «невидимой руки» или, в общем случае, ценностью живой природы, обеспечивающее ее развитие, является представителем диалектико-идеалистического подхода. В этом и заключается преимущество и логичность подхода М. Портера к изучению экономики и менового пространства, т. к. то, что первично в идеалистических представлениях должно раскрываться с идеалистических (понятийных) начал, что собственно и проделывает М. Портер, описывая конкуренцию детерминантами конкурентных преимуществ (рис 1).
Термин «рыночная конъюнктура»[2] относится к понятиям теории рынка, т. е. данное понятие является результатом диалектико-материалистического подхода в познании и объяснении менового пространства, поэтому и не употребляется М. Портером. Тем не менее, связь между знаниями, полученными при изучении менового пространства посредством двух начал, находит себя в их практической реализации по управлению экономикой, а именно в управлении конкурентоспособностью экономики, развитию ее конкурентных преимуществ в менеджменте конкуренции. По существу управление экономикой государства или мировой экономической системы по М. Портеру сводится к менеджменту конкуренции.
По методологии анализа менового пространства и экономических систем М. Портер относится к группе исследователей, придерживающихся статичного подхода к анализу экономических систем, в котором предметом исследования выступает конкуренция, а объектом исследования — рынок. Существенность подхода М. Портера заключается в том, что он исследует порядок и правила взаимодействия кластерных форм ведения бизнеса.
Таким образом, вклад М. Портера в развитие теории конкуренции нельзя не до оценить. Исследователь первым предлагает отказаться от описательных теорий конкуренции и предлагает перейти к обобщающим теориям. Ученым, в практику научного исследования вводятся в понятия «конкурентного преимущества» и «конкурентоспособности», которые образуют понятийно-категориальную структуру категории конкуренции. С помощью данных понятий исследователь систематизирует и обобщает представления о конкуренции. Выступая сторонником статического подхода к анализу экономических систем, М. Портер вносит представление о конкуренции как о поведении хозяйствующих субъектов, при этом анализируя конкуренцию на локальном уровне анализа и обобщая представления о конкуренции в рамках понятия «детерминантов конкурентных преимуществ» или мотивов конкурентного поведения. Переходя к анализу конкуренции на глобальном уровне, М. Портер переходит к рассмотрению конкурентных процессов, где обобщает и систематизирует знания посредством введения понятий «конкурентного пространства» и «сил конкуренции». Содержание данных понятий по М. Портеру раскрывается через выделение составляющих конкурентное пространство элементов системных отношений хозяйствующих субъектов — сил конкуренции.
М. Портером закладывается основа системного анализа конкуренции. Исследователь, в качестве «силы конкуренции» и элемента конкурентного пространства, рассматривает конкуренцию на локальном уровне — активную конкуренцию, как поведение хозяйствующих субъектов, характеризующееся соперничество друг с другом. Системность в представлении конкуренции видится в том, что одновременно рассматривается конкуренция как процесс на глобальном уровне анализа и рассматривается конкуренция как поведение на локальном уровне анализа.
[1]Отметим, что пассивная конкуренция характеризуется своей созидательной силой, а активная конкуренция — разрушительной.
[2]Рыночная конъюнктура — это совокупность связей и отношений, в которые вступают и имеют рыночные субъекты хозяйствования.