Постановка проблемы. Исторический опыт заимствования европейских исполнительских традиций фортепианного искусства и балета, которые на протяжении менее чем полутора столетий утвердились и получили активное развитие в художественной культуре Японии, Китая и Кореи. Наиболее убедительными являются достижения Востока в области фортепианного искусства и классического балетного искусства. Это и победы на сложнейших мировых конкурсах, и активная гастрольная практика музыкантов и артистов балета на лучших сценах мира, Это и педагогическая деятельность, которую они ведут в престижных учебных заведениях Европы, Америки и Азии. К сожалению, до настоящего времени искусствоведение не обратило специального внимания на уникальный опыт заимствования Востоком традиций исполнительского искусства Запада. До сих пор не вскрыты пути и средства их аккультурации, столь быстрой, почти мгновенной на фоне длительного, поступательного, историко-культурного процесса в этом регионе мира.
Анализ последних исследований и публикаций. Фортепианное искусства Восточной Азии привлекает, по большей части, внимание национальных исследователей. Среди их трудов следует отметить, прежде всего, наиболее фундаментальные, созданные педагогами- методистами и теоретиками фортепианного искусства Бянь Мэн, Ви Нам Сон, Ким Ми Енг, Ляо Хон Ию, и написанные на китайском, реже русском языках [1; 2; 3; 4]. В свете нашего исследования представляет интерес статья исследователя Ляо Хон Ию. Анализируя черты генезиса фортепианного искусства Китая, исследователь обращает особое внимание на то, что особенности возникновения и развития искусства игры на фортепиано как явления художественной культуры Китая обусловлены многими факторами. Он справедливо утверждает, что
«Изучение общих закономерностей экономического, историко-культурного и социального развития современного китайского общества и их влияния на становление фортепианного искусства — единственный способ объективного понимания особенностей развития современной художественной культуры Китая».
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Несмотря на обилие и разнообразие исследований, посвященных взаимоотношению культур Востока и Запада, проблема развития диалога между ними далека от своего решения, при этом в свете идущих процессов глобализации она представляет далеко не академический интерес.
Цель статьи. Цель статьи заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать наиболее общие для Китая, Кореи и Японии пути и средства, которые привели к утверждению и расцвету в этих странах заимствованного у Запада фортепианного и балетного исполнительского искусства.
Приоритетное направление интеграции традиций фортепианного и балетного исполнительского искусства Запада в художественную культуру изучаемого региона стало профессиональное освоение этих традиций. Оно выступало в формировании прочной профессиональной базы, заключающейся в подготовке исполнителей пианистов и артистов балета, − а также педагогов, балетмейстеров, композиторов и т.п. С другой стороны, необходимо было сформировать особую социокультурную среду, обеспечивающую массовое грамотное восприятие публикой традиций западного искусства.
Основными путями распространения и интенсивного развития традиций исполнительского искусства Запада стали: профессиональное и общее художественное образование, пропаганда и популяризация этих традиций, а также обеспечение надлежащей материальной базы их освоения и развития. Для успешного продвижения по этим путям понадобился целый комплекс различных средств: эффективная методика профессионального и массового фортепианного и балетного образования, действенная художественная критика и публицистика, практико-ориентированная наука. В этом же ряду соответствующая учебно-методическая, нотная и научно- популярная литература, специализированные и научно-популярные журналы, посвященные фортепианному и хореографическому искусству, тематически направленная аудио и видео продукция и т.п. средства. Все они “работают” как на становление профессиональных исполнителей, так и на подготовку публики. Важными средствами, приведшими к активному и эффективному усвоению и развитию традиций западного искусства, стали фестивали и конкурсы разного уровня, а также интенсивная концертная и гастрольная практика. Немаловажную роль сыграли строительство современных по архитектуре и техническому оснащению театров, концертных залов и учебных заведений, производство фортепиано различной ценовой категории, которые мы трактуем как материальную основу, во-многом обеспечившую сегодняшние успехи дальневосточных пианистов и артистов балета и массовый интерес публики к фортепианному искусству и искусству балета.
Вопрос воспитания публики с точки зрения искусствоведения – один из самых важных. Относительно восприятия традиций фортепианного и балетного исполнительского искусства Запада этот вопрос в странах Восточной Азии приобретает особое значение, поскольку местные жители должны были освоить традиции чужой, в определенной мере даже чуждой западной культуры. Этот процесс следует рассматривать как приобретение коммуникативных способностей к новой культуре. И эти способности могли быть усвоены только в деятельности и через положительный опыт общения с носителями новых традиций. Формирование подготовленной публики фортепианного и балетного искусства осуществлялось в рамках общего, массового образования, которое в Японии, Китае и Корее имело свои особенности.
Следует признать, что и фортепиано и классическая хореография становятся в условиях экономического подъёма и улучшения материального благосостояния не только символом европейской культуры, но и признаком высокого стандарта жизни, а занятия балетом и игра на фортепиано рассматриваются как престижное и благородное занятие.
Среди многих причин, способствующих быстрому освоению представителями Японии, Китая и Кореи фортепианного исполнительского искусства и искусства классического танца, едва ли не самую важную роль играет образование. Охарактеризуем основные тенденции, формы и средства музыкального и хореографического образования, которые являются общими для этих стран и, как нам представляется, в наибольшей степени способствуют оптимизации фортепианного и балетного искусства в данном регионе.
Прежде всего, отметим особенности, принципиально отличающие это образование от европейского или американского. Обобщая работы многих исследователей, посвященные фортепианному и балетному обучению Японии, Китая и Кореи, мы выделяем следующие особенности:
1) раннее развитие детей;
2) массовость общего музыкального образования;
3) заимствование опыта лучших фортепианных и хореографических школ мира;
4) активное использование современных технологий.
Важно подчеркнуть, что именно массовоый характер фортепианного и балетного образования, который сегодня является отличительной чертой художественной культуры Японии, Китая и Кореи, сегодня позволяет выбирать из большого количества детей наиболее одаренных, чтобы затем готовить их как профессиональных исполнителей.
Еще одной характерной особенностью профессиональной педагогики является ориентир на образцы выдающихся исполнителей. Анализу и подражанию на определенном этапе обучения известным, «эталонным» интерпретациям придается огромное значение. Этому способствует мировая индустрия аудио и видеозаписей, а также и колоссальные по объему интернет-ресурсы. Благодаря им ученик и преподаватель тщательно изучают лучший мировой опыт, анализируя интерпретации, оценивая и выбирая свои пути. Такая аналитическая работа представляет собой новый прогрессивный аспект современной профессиональной педагогики.
Как правило, профессиональное образование (по крайней мере, начальное) подавляющее большинство исполнителей получает на родине. К примеру, в Японии кроме 40 музыкальных университетов и 45 консерваторий (большинство из них частные) существует значительное количество колледжей и университетов общего профиля, в которых есть специальность «фортепиано». В отличие от фортепианной подготовки государственная система хореографического образования в Японии отсутствует. Однако, хотя профессиональную подготовку по хореографии можно получить только в частных балетных студиях, благодаря сильной финансовой поддержке частных лиц, профессиональное образование артистов балета в таких студиях имеет достаточно высокий уровень.
Высшее фортепианное образование в Китае можно получить в таких государственных учебных заведениях, как Центральная (Пекинская) государственная консерватория, Шанхайская, Тяньцзиньская Шэнянская, Сичжуанская, Синхайская, Вухайнская и Сианская консерватории. Исследователь Сюй Бо приводит данные о том, что к началу 1990-х гг. профессиональное высшее музыкальное образование в Китае давали восемь консерваторий и факультеты семи художественных институтов. Кроме того, фортепианные классы были открыты в сорока двух педагогических университетах, институтах и техникумах. Кроме того, во многих городах были созданы институты искусств, специальные факультеты при отдельных университетах. Высшее балетное образование в Китае можно получить в Шанхайской консерватории, Пекинской академии танца, а также в некоторых гуманитарных вузах.
В Корее существует пять Средних школ искусств и двадцать три Старшие (т.е., высшие) школы искусств. Помимо этого, некоторые университеты имеют музыкальные факультеты с кафедрами фортепианного искусства. Таким образом, всего на сегодняшний день имеется 85 университетов и 30 колледжей, в которых можно получить фортепианное образование. Что же касается хореографического образования, то только в Сеуле насчитывается около сорока учебных заведений имеющих балетные отделения. Кроме того, существуют профессиональные балетные школы, среди которых в Сеуле пользуются особой известностью и отличающимся высоким уровнем преподавания: университет Йевон, Сеульская гимназия искусств, Сонхва, академия балета Юниверсал, школа при Корейском национальном университете искусств.
Плодотворному развитию фортепианного и хореографического искусства в Японии, Китае и Корее способствует активное заимствование лучшего зарубежного опыта. Такое заимствование осуществляется, прежде всего, путем приглашения на работу зарубежных специалистов на длительный срок, а также организации мастер-классов, что становится возможно в период проведения Международных конкурсов или гастролей известных пианистов, балетмейстеров, балетных трупп.
Важным средством, способствующим повышению эффективности процесса профессионального обучения будущих пианистов и артистов балета, являются наиболее известные научно-методические пособия, монографии и статьи, созданные лучшими исполнителями, педагогами и искусствоведами мира. Выпуск специализированной научной, учебной, методической и популярной литературы (включая нотную), безусловно, играет значительную роль в освоении европейских традиций фортепианного исполнительского искусства и искусства классического танца. С одной стороны, такая литература является
Необходимым звеном в образовании и профессиональном становлении пианистов и артистов балета, с другой −способствует популяризации фортепианного и хореографического искусства, привлекая к ним все новых и новых поклонников. К примеру, во всех трех странах переведены и неоднократно издавались значимые для становления пианистов работы П. Бадура-Скоды, В. Дж. Бастьена, Л. Баренбойма, Й. Гата, И. Гофмана, Г. Нейгауза, С. Фейнберга и многие другие. Наиболее востребованными для педагогов-хореографов Японии, Китая и Кореи являются переводы трудов известных российских артистов балета и педагогов, таких как А. Ваганова, Е. Валукин, С. Головкина, А. Мессерер и другие работы, давно ставших классикой балетной педагогики. Этот ряд традиционной методической литературы дополняется сегодня аудио и видеозаписями концертов, балетных спектаклей и мастер-классов ведущих исполнителей мира – пианистов и артистов балета, а также аудио и видео уроками (в том числе, интерактивными) для профессионалов и любителей. Утверждению художественных традиций Запада в Японии, Китае и Корее способствует и активное развитие науки, благодаря которой происходит осмысление накопленного опыта, выявляются основополагающие тенденции и наиболее перспективные направления дальнейшего продвижения фортепианного и хореографического искусства, уточняется место и роль японской, китайской и корейской фортепианной и балетной школ в мировой художественной культуре.
Освоение западного художественного опыта в единстве технических основ искусства, его внутреннего содержания во всем многообразии эмоций, чувств, психологического состояния особенно быстро и активно происходит в том случае, если посредником является японский, китайский или корейский педагог, долгое время постигающий этот опыт за рубежом. Живя в условиях западной культуры, такой специалист глубоко, «изнутри» впитывает традиции искусства Запада, и осмысливает, как приспособить новые традиции к восточному менталитету. Вернувшись на родину, подобный педагог дает своим ученикам понимание того, как в контексте иной культуры возможна трансформация европейского фортепианного или балетного искусства. Объясняя молодым исполнителям тонкости и нюансы социокультурных особенностей, он вселяет в них профессиональную уверенность.
Значительную роль в становлении пианистов и артистов балета Японии, Китая и Кореи играют конкурсы. Система конкурсов весьма развита в странах Востока. Начиная с детских соревнований в области фортепиано и балета, среди которых немало мероприятий как местного значения (городские, региональные), так и международного, юные исполнители постепенно включаются в борьбу за победу в самых престижных конкурсах мирового уровня. Среди таковых Международные конкурсы пианистов им. Ф. Шопена, им. Маргариты Лонг и Жака Тибо, им. Ф. Листа, им. П. Чайковского, им. Ф. Бузони, им. В. Клиберна и многие др.
Завоевывают все большую известность и профессиональный авторитет Международные конкурсы, проходящие в Азии. Так, событием в мире балета становятся проводимые каждые три года в Японии Всемирные фестивали балета, токийские фестивали искусств, балетные фестивали Аояма, на которые съезжается элита балетного мира. Не менее значимы Международные конкурсы пианистов и артистов балета, которые проходят регулярно в Китае и Корее. Следует иметь в виду, что конкурсы международного класса не только помогают выявить новые таланты. Они способствуют обучению молодых исполнителей, а также и педагогов, часть которых является членами жюри, а часть – слушателями. Кроме того, в рамках некоторых конкурсов проводятся семинары и мастер-классы, которые способствуют профессиональному общению и заимствованию лучшего опыта.
С другой стороны, художественная критика выполняет функцию посредника между искусством и публикой, разъясняя специфику той или иной творческой деятельности, пробуждая общественный интерес к ней, формируя эстетические вкусы публики и обеспечивая целенаправленное воспитание подготовленного, грамотного слушателя и зрителя. Именно поэтому профильные научные, научно-популярные и популярные периодические издания по музыкальному искусству и хореографии, специальные передачи по радио и телевидению выполняют функцию своеобразных «рычагов», активизирующих межкультурный диалог в области художественных традиций Запада и Востока.
К примеру, в Японии существует достаточно развитая система музыкальной критики и выпускается много периодических изданий, благодаря которым искусство фортепианной игры и классического балета становится достоянием не только профессионалов, но и любителей. Среди этих изданий есть узкоспециализированные журналы, посвященные фортепиано, такие, как «Шопен» («Chopin») выпускающийся в Токио с 1984 года, или «Музыкальная торговля», на протяжении более чем 50 лет обслуживающий торговлю фортепиано. Есть и издания более широкого профиля, в которых часто встречаются статьи, посвященные фортепианному искусству: «Музыкальная критика», «Музыка», «Японская музыка», «Музыкальное образование» («Educational music»), «Новая музыка» («Music Nova»). Нередко материалы о фортепианном исполнительстве фортепианной музыке можно встретить в таких популярных журналах, как «Друзья музыки» («Friends of music»), «Искусство в записи» («Recording Arts») и «Стерео» (два последних ориентируют читателей в мире звукозаписей музыки).
Искусство хореографии, классической, европейского типа, находит в Японии отражение в таких ежемесячных периодических изданиях, как специализированные «Журнал танца» («Dance magazine» и «Путь балерины», а также популярные «Clara» и «Croise».
В Китае выпускается 28 периодических журналов, посвященных исключительно музыкальному искусству, среди которых «Музыкальное искусство», «Исследования музыки», «Искусство музыки», «Инструмент», «Любитель музыки», «Народная музыка», «Детская музыка», выходящие ежемесячно в Пекине и Шанхае. В них регулярно публикуются статьи, посвященные истории и теории фортепианного искусства, методике преподавания фортепиано, помещаются анализы фортепианных конкурсов, творческие портреты пианистов и т.п. Издается также специализированный журнал «Фортепианное исполнительство». Достаточно часто материалы, освещающие различные стороны фортепианного искусства печатаются
в журналах крупных учебных заведений, таких как «Вестник уханьской консерватории», «Вестник юго-китайского педагогического университета», «Вестник синьхайской консерватории», «Вестник шаньтоуского университета» и др.
Искусству танца посвящены специальные китайские журналы: «Танец», ежемесячно издаваемый с 1957 г. Союзом танцевальных деятелей и ежеквартальный журнал «Вестник Пекинского танцевального института» существующий с 1987 г. Кроме того, проблемы хореографии обсуждаются и на страницах журналов тех высших учебных заведений, в которых есть факультеты хореографии.
В Корее периодическая печать также служит важным средством развития фортепианного искусства и искусства классического европейского танца. Здесь выпускается 15 музыкальных журналов, три из которых специализируются исключительно на фортепиано:
«Фортепиано» («The Piano»), «Фортепиано в Корее» («Piano Korea»), «Новости Бастьен- фортепиано» («Bastian Piano News»). Хореографическое искусство находит отражение в профессиональном журнале «Балетная Корея» и художественно- критических журналах «Корейский театр» и «Корейское искусство».
Небывало быстрый по скорости расцвет фортепианного искусства и искусства классического танца в Японии, Китае и Корее не мог бы осуществиться без современной материальной базы. Говоря об этом, мы имеем в виду наличие необходимого количества зданий с концертными и театральными площадками должного качества, служащих, с одной стороны, для окончательной реализации исполнительской деятельности, с другой − для формирования устойчивого интереса к данным видам искусства и воспитания просвещенной публики. Материальная база искусства включает также здания учебных заведений, в полной мере отвечающие потребностям современного учебно-воспитательного процесса и оборудованные в соответствии с требованиями и возможностями ХХІ века.
Еще одним важным средством на пути освоения фортепианного исполнительского искусства и искусства классического танца следует считать выпуск специализированной научной, учебной, методической и популярной литературы (включая нотную). Она, с одной стороны, является необходимым звеном в образовании и профессиональном становлении пианистов и артистов балета, с другой −способствует популяризации фортепианного и хореографического искусства, привлекая к ним все новых и новых поклонников. Этот ряд дополняется аудио и видео записями концертов, балетных спектаклей и мастер-классов ведущих исполнителей мира – пианистов и артистов балета, аудио и видео уроками (в том числе, интерактивными) для профессионалов и любителей. Безусловно, необходимым условием освоения традиций искусства Запада и быстрого формирования национальной фортепианной и балетной школ является наличие изданий художественно-критического характера. Особым моментом полноценного развития фортепианного искусства выступает также обеспеченность музыкальными инструментами, – пианино, роялями, – которые является необходимым условием образовательного процесса.
Следует отметить, что во всех трех странах сегодня достаточное количество прекрасных дворцов искусств и концертных залов, располагающих самой современной техникой. Нередко это грандиозные, современной архитектуры и дизайна культурные комплексы, построенные по проектам ведущих национальных и
европейских архитекторов, и совмещающие в себе конференц-залы, галереи, выставочные павильоны, магазины, рестораны, кафе. Сюда приходят семьями на целый день, завершая его посещением художественной выставки, концерта или спектакля.
Таким образом, создание во второй половине ХХ ст. крупных восточноазиатских компаний по производству фортепиано позволило насытить внутренний рынок Японии, Южной Кореи и Китая достаточно качественными инструментами современной конструкции. Снижение стоимости сделало пианино и рояли доступными для массового покупателя этих стран, что способствовало формированию материальной базы фортепианного искусства и привело к массовому обучению игре на фортепиано, что, в свою очередь, стимулировало развитие не только любительского, но и профессионального фортепианного исполнительского искусства в данном регионе.
Выводы и предложения.
Творческие достижения пианистов и артистов балета Японии, Китая и Кореи и формирование национальных фортепианной и балетной школ этих стран были обеспечены не только высоким уровнем экономики и материального благосостояния населения, но главное, политикой государства. В странах дальневосточного региона художественное творчество рассматривается как первостепенное условие формирования креативной нации, что является залогом долговременного развития и расцвета науки, экономики, промышленности, культуры, т.е., состояния государства в целом. В этом русле международные победы и гастроли представителей фортепианного и хореографического искусства интерпретируются в контексте глобализма как факт усиления престижа страны на мировой арене.