С первых лет независимости Узбекистана власти приступили к реформам в области образования и воспитания, науки и техники, профессионального обучения на территории всей страны. Назначенные задачи были удачно выполнены и, таким образом, достигнута высокая эффективность в области образования. В своей книге «Высокая духовность — непобедимая сила» Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, отмечая героический труд широкой общественности, всего узбекского народа наряду с педагогами в достижении этой цели, писал: «Не стоит забывать, что фундамент нашего будущего будет заложен в местах образования, говоря иначе, будущее нашего народа связано с тем, какое образование сегодня получают наши дети. Для этого родители, учителя и наставники должны видеть в каждом ученике прежде всего личность. Исходя из этого обычного требования, воспитание наших детей свободно мыслящими, с широким мировоззрением, готовыми прожить разумную жизнь — это должно быть основной задачей педагогов, героически трудящихся в сфере образования и воспитания» [1.109]. Такое огромное чувство ответственности требует от педагогов совершенствовать свое педагогическое мастерство в соответствии с требованиями современного мира. Один из энциклопедических ученых эпохи возрождения Востока, дидактик, великий мыслитель, внесший огромный вклад в развитие естественных и общественных наук так описывал процесс воспитания и образования студентов и учеников в контексте взаимосвязи светских наук: «Наша цель — это не утомить получающих знания, а однообразное чтение одной и той же темы утомляет студентов, приводит к ослаблению их памяти. Если студент будет переходить из одной темы в другую, он будет чувствовать себя, как будто прогуливается по разным садам, ибо не успеет он пройти один сад, как начинается другой. Студент хочет видеть и созерцать каждый из них. Каждая новая вещь доставляет человеку удовольствие» [2.106].
Как нам известно, в последние годы местные и зарубежные ученые показали важность мышления и развития аналитических способностей педагогов при их педагогической деятельности. А основу этих талантов и навыков составляет профессиональная рефлексия педагога. Рефлексия (лат. «reflexsio» — самовозврат) – «форма теоретической деятельности всесторонне развитого и совершенного человека, направленная на понимание своих действий и их закономерностей; деятельность, помогающая раскрытию скрытых качеств духовного мира человека и направленная на понимание самого себя» [3.499].
Впервые понятие рефлексия возникло в древнегреческой философии и означало понятие, направленное на осознание мышления, процессов мышления и анализа своих мыслей (Декарт). Сократ, Платон, Локк и другие философы утверждают, что рефлексия является деятельностью, направленной на осознание самого себя и осознание того, на что способен человек. Такие европейские философы, как Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг и другие считали рефлексию основой развития способности познания человека. Согласно концепции Лейбница, рефлексия упоминается в качестве свойства способности человека к апперцепции (связанность мышления человека с прошлым опытом и его индивидуальными особенностями).
Процесс самопознания, оценки имеющихся качеств во многих случаях переживается очень трудно со стороны конкретной личности, ибо природа человека такова, что он пытается не осознавать и прятать те свои свойства, которые не соответствуют общественным нормам и правилам, считаются нежелательными, обычно такие представления и знания вытесняются в подсознание (согласно теории австрийского ученого З. Фрейда). Это не является преднамеренным действием, а представляет собой защитный механизм, при помощи которого каждый человек защищает свою личность. Такой защитный механизм обычно защищает человека от различных негативных последствий и духовных переживаний. Но следует отметить еще то, что в самопознании человека большую роль играют опять-таки окружающая его действительность, среда, другие люди и их отношение к нему. Человек, смотря на других, как будто видят себя в зеркале. Этот процесс называется рефлексией. Ее сущность — это формирование и даже оживление личности посредством людей, похожей на осознающую личность. Вы непрестанно говорите ему о своих занятиях и достижениях. Но, занятый разговором, вы внезапно замечаете, что он опаздывает куда-то. Вы понимаете, что его мысли отвлечены другим, он с трудом выслушивает вас, и посему в данном случае вы показались ему «многословным, болтливым». В следующий раз при встрече с этим своим другом для того, чтобы не допустить прежнюю ошибку, вы заранее спрашиваете у него: «Друг, а ты не опаздываешь?». Это и есть результат прежней рефлексии. То есть вы ставите себя на место своего собеседника и как бы смотрите на себя со стороны («как он видит меня со стороны?»), что и является рефлексией. А рефлексия, в свою очередь, считается очень важным элементов образовательного процесса. Данный термин обозначает один из важнейших факторов образовательного процесса.
Понятие, на котором мы сейчас акцентируем внимание, рефлексия, изучающаяся сегодня как философская категория, утверждается и исследуется в качестве объекта исследования множества сложных дисциплин, таких, как педагогика, психология, социология, мантиқ, эвкистика, кибернетика и др. В данной научной статье мы опишем понятие «рефлексии» с точки зрения педагогики и психологии и постараемся проанализировать и определить его место в профессиональной деятельности педагогов. В психологии рефлексия толкуется как «познание и регулирование своих внутренних психических процессов и явлений со стороны личности» [4.318.]. В педагогической деятельности педагога, а также при изучении значения рефлексии по отношению к личности постулируется совершенство общественно-психологической характеристики данного понятия, при этом рефлексия рассматривается как явление, при котором человек смотрит и оценивает себя с точки зрения других людей, окружающих его: рефлексия — «это не просто самопознание и самопонимание субъекта, но и знание «рефлексируемого» со стороны других акторов» [5.410.], что также вбирает в себя понимание его личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных представлений. С. Л. Рубинштейн, с научной точки зрения изучивший возможности управления психическими возможностями личности, связывает рефлексию с бытием человека и его отношением к общественному бытию: «Рефлексия как бы на минуту останавливает или обрывает непрерывную жизненную цепь человека и выводит человека за его пределы, в этом случае каждое действие человека и его философские размышления о жизни имеют определенный характер». Освоение систем рефлексии со стороны студентов педагогических вузов уже процессе получения высшего образования открывает новые возможности в профессиональной подготовке педагога. В определенных педагогическо-психологических случаях толкование собственного профессионального опыта познания будущего педагога может служить теоретической основой и таблицей действий. Развивать профессиональную рефлексию будущих педагогов можно на основе индивидуализации образовательных и воспитательных процессов в высших педагогических учебных заведениях. Как утверждают ученые, изучавшие коммуникативную и личностную рефлексии, педагог в своей деятельности по ходу освоения педагогического мастерства начинает довольно хорошо понимать и осознавать, что о нем думают его коллеги и студенты, а в силу глубоко освоенных знаний и педагогического мастерства он начинает оценивать самого себя. Можно даже дать такие выводы, согласно которым коммуникативная рефлексия определяет содержания, системы и однообразности личностной рефлексии.
Сбои, случающиеся иногда в педагогической коммуникации, то есть невозможность продолжения деятельности из-за случаев непонимания в обществе студентов приводит к рефлексивному выходу из педагогической деятельности, ибо второй педагог не может осознать содержание, смысл деятельности первого и в результате им обоим приходится самостоятельно анализировать причины ссоры. Как утверждают некоторые национальные ученые, уровень интеллектуальной рефлексии педагогов связана с их профессиональными рефлексиями не непосредственно, а посредством компонентов их педагогического мастерства. Это дает нам возможность оценивать интеллектуальную рефлексию как основу развития профессиональной рефлексии. Вообще, они считаются опорными качествами в обеспечении непрерывного профессионального роста педагога. Без развитой педагогической рефлексии, без постоянного самоанализа педагог не сможет глубоко понимать проблемы и противоречия, возникающие в его педагогической деятельности, правильно выбирать пути их анализа, а также критически оценивать полученные результаты и корректировать их. Как известно, каждый вид профессиональной деятельности по сути является процессом изменения объекта, в то же время изменяется и сам субъект, а повышение качества и эффективности деятельности приводит к совершенствованию человека в качестве субъекта деятельности или, наоборот, к его деградации [6.256]. Г. М. Коджаспирова считает педагогическую рефлексию процессом самопознания человека, при этом оно «не только правильная оценка педагогом своих действий, но и способность понимать, как в ходе педагогического диалога его воспринимают сотрудничающие с ним коллектив учителей, педагогический коллектив, лица, ответственные за образование, и родители».
В педагогической деятельности рефлексия формирует навыки правильной самооценки. Завышенная самооценка тоже не способствует развитию моральных качеств участника образовательного процесса. Потому что это формируется в результате искусственного раздутия достижений и качеств личности другими, неуместной хвальбы, попыток обходить разного рода трудности. Значит, правильная самооценка является важным мерилом самовоспитания. А самовоспитание, в свою очередь, считается важным фактором достижения высокой продуктивности в образовательном процессе. Факторами и механизмами самовоспитания считаются следующие: диалог с самим собой (осознание себя в качестве точного, определенного объекта воспитания и организация диалога с самим собой); самовнушение; приказывать самому себе (качество держать себя в руках в различных проблемных ситуациях и направлять себя в разумное русло); самовлияние; внутренняя дисциплина — важный критерий самоуправления, качество, важное для регулярной коррекции своих действий везде и при любых обстоятельствах, а также саморегулирования.
Подытоживая сказанное, можно сказать, что осознание и анализ преподавателем результатов его профессиональной деятельности обеспечивает поиск и освоение более совершенных методов осуществления педагогической деятельности. А изменение деятельности, как известно, приводит к изменению субъекта деятельности. В процессе развития аналитических способностей преподавателя развивается также его профессиональная рефлексия, а это, в свою очередь, направляет в нужное русло процесс саморазвития преподавателя и повышает его личную творческую активность. Таким образом, рефлексия — это стремление педагога к самопознанию, анализу и оценке своих недостатков и слабых сторон с их дальнейшим устранением, а также открытие своих внутренних возможностей в создании необходимых условий для совершенствования самого себя и своих воспитанников.